Право на забвение:
как удалить себя из Яндекс и Google?

С 2016 года в Российской Федерации действует закон о забвении в Интернете. Любой российский гражданин может потребовать удаление из поисковой выдачи ложной и устаревшей информации о себе в поисковых системах. Специалисты Avagard рассказали, как работает право на забвение и как существенно повысить свои шансы на успех в этом деле.
Право на забвение - это возможность любого человека, без обращения в суд, потребовать поисковые системы удалить из выдачи ссылки на материалы о себе, содержащие недостоверную или устаревшую информацию.
Напишите нам
На связи 24/7
Конфиденциально удалим материалы из Яндекс и Google по праву на забвение по всему миру.

Какую информацию можно «забыть» в Интернете

Санкции - это больно и дорого
Безусловно, право на забвение позволяет удалить из поисковой выдачи не любую информацию, а только ту, что является заведомо ложной или устаревшей и заявитель может это доказать. Например, бывший депутат уже много лет не занимает государственных должностей и может потребовать удалить ссылку на материалы, где его упоминают как политика и чиновника.

Запросить убрать можно и ссылки на информацию, полученную незаконным путем, к примеру, в случае раскрытия медицинской тайны. Исключение из права на забвение - это ссылки на уголовное преследование, срок по которому не истек, а также непогашенную судимость и долги.

Как один прецедент в Испании повлиял на закон о забвении

Санкции - это больно и дорого
В мировой практике право на забвение было утверждено в 2014 году на основании постановления Европейского суда. Прецедентом для подобного решения стало рассматриваемое в Испании дело Марио Костеха Гонсалеса против газеты La Vanguardia и поисковика Google. Испанец требовал от газеты удалить информацию, а от Google - скрыть из выдачи ссылку на газетную публикацию о его долгах и аресте имущества в связи с тем, что эти данные потеряли свою актуальность.

С 2016 года в Российской Федерации также действует закон о забвении, однако из-за неточных формулировок и не сформированной практики редко удавалось действительно воспользоваться правом на забвение.

С 1 октября 2024 года в силу вступили поправки к закону о забвении, суть которых сводится к тому, чтобы упростить для пользователей досудебную процедуру удаления ложной, неактуальной или порочащей репутацию информации. Плюс у российских граждан появилось право на удаление из выдачи иностранных ресурсов, нарушающих российское законодательство.

Зачем использовать право на забвение

Правом на забвение чаще всего пользуются в следующих ситуациях:

1. Для прохождения миграционного или банковского комплаенса

Международные банки, финансовые и миграционные организации тщательно анализируют информацию о человеке в Интернете и делают проверку в World-Check, Dow Jones и LexisNexis - международных комплаенс-базах. Любая ложная или устаревшая информация о персоне, которая есть в открытых источниках, в первую очередь, на первых двух страницах поисковой выдачи в Яндекс и Google сразу попадает в World-Check и другие подобные комплаенс-базы. Это повышает риски получить отказ от иностранного банка или миграционной службы. При этом требовать напрямую удалить такую информацию из World-Check, скорее всего, не даст результатов, поскольку система автоматически будет обновляться и пополняться информацией из поисковых систем.

2. Для снятия статуса PEP

Статус PEP («политически значимой персоны») нередко присваивается именно на основании устаревшей или недостоверной информации из поисковой выдачи Google и Яндекс. Любое упоминание на первых страницах поисковиков о ранее занимаемой государственной должности, сотрудничестве с госорганами и компаниями, а также связи с конкретными PEP может послужить причиной включения в PEP-списки со всеми вытекающими из этого последствиями. Соответственно, для снятия PEP-статуса, необходимо сначала удалить из выдачи всю нежелательную информацию.

3. Для управления персональной репутацией

В современном мире с изучения информации о контрагенте или партнере в Интернете начинается практическое любое сотрудничество. При этом многочисленные исследования свидетельствуют, что ~99,6% всех пользователей останавливается на первых страницах результатов поиска. Именно поэтому компромат или неактуальные сведения о персоне в топе поисковых систем могут нанести реальный ущерб деловой репутации и бизнесу. При этом удалять компромат из всех источников необязательно.

4. При попадании в санкционные списки

Основанием для попадания в санкционные списки также может стать недостоверная и устаревшая информация на первых страницах поисковой выдачи Google и Яндекс. В 2023 году журналисты зарубежных изданий выяснили, что для обоснования введения санкций против российских бизнесменов использовались переводы устаревших публикаций из различных русскоязычных изданий, причем спорной степени авторитетности, и даже статьи из «Википедии».

Как реализовать свое право на забвение

Процесс удаления ссылки на публикацию из поисковых систем в соответствии с правом на забвение называется деиндексация. Она делает недоступной ссылку по поисковому запросу, при этом сам материал остается на сайте.

Деиндексация минимизирует репутационный ущерб от публикации недостоверной и ложной информации, поскольку пользователи не могут найти материал в поисковике. Однако процесс реализации права на забвение требует соблюдения ряда требований, но даже и это далеко не всегда гарантирует успех.

Стандартный алгоритм деиндексации или реализации права на забвение выглядит следующим образом:

Шаг 1. Отправить заявление с обоснованием причины требования удалить ссылку в поисковые сервисы через специальную форму для обращений на их сайте. Например, формы Яндекс и Google. Приложить к заявлению список ссылок, которые требуется удалить, паспортные данные заявителя и контакты.
Форма заявки на право на забвение - Яндекс
Право на забвение в Яндекс. Форма заявки.
Шаг 2. В случае положительного решения поисковая система удаляет ссылки из выдачи, однако оставляет отметку об этом. Если же решение отрицательное, то пользователю направляют мотивированный отказ.

Шаг 3. В случае отказа, можно обратиться в суд с исковым заявлением на обжалование решения поискового сервиса. Однако судебная практика в отношении дел, касающихся права на забвение, настолько малочисленна, а подобная категория споров относится к повышенной сложности, что положительный исход дела сложно спрогнозировать.

Чем отличается деиндексация Яндекс от Google

У каждой поисковой системы есть свой уникальный алгоритм работы, следовательно, процесс реализации права на забвение также будет иметь свои особенности.

К особенностям процесса деиндексации в поисковой системе Яндекс специалисты Avagard относят следующее:

  • возможность работать только с запросами по персоне. Яндекс принимает заявление на деиндексацию только по поисковым запросам, содержащим ФИО заявителя в сочетании с другими словами;
  • запрашиваемые ссылки будут удалены только для пользователей на территории РФ. Для тех, кто использует поисковой сервис за рубежом или через VPN, ссылка в поисковой выдаче останется доступна;
  • в случае удовлетворения требований заявителя, в поисковой выдаче остается отметка об удалении по требованию пользователя в соответствии с правом на забвение.
Отметка в поисковой выдаче Яндекс после реализации права на забвение.
Отметка в поисковой выдаче Яндекс после реализации права на забвение.
К особенности деиндексации в Google относится:

  • все заявления пользователей о деиндексации агрегируются в LumenDatabase - открытой базе юридических жалоб и запросов на удаление онлайн-материалов. В свою очередь материалы этой базы могут быть использованы СМИ, системами оценки рисков и любыми другими пользователями Интернета;
  • Google в обязательном порядке уведомляет сайт о том, что его страница деиндексирована. Это придает огласку процессу реализации права на забвение, ведь ресурс может опубликовать обновление, информацию об удалении, которые в свою очередь снова попадут в поисковую выдачу по персоне.

Почему стандартный алгоритм реализации

права на забвение плохо работает

Несмотря на кажущуюся простоту стандартного алгоритма реализации права на забвение через поисковые сервисы, согласно официальной статистике, менее 30% заявлений пользователей по деиндексации поисковики удовлетворяют.

Более того, стандартный алгоритм реализации права на забвение увеличивает риски огласки для пользователя. В случае удовлетворения поисковиком заявления на удаление ссылки из выдачи, он уведомляет об этом администрацию сайта, на котором размещен материал. Эти заявки также могут попасть в открытые базы данных и быть обнародованы в открытых источниках.

Подобная огласка в таких случаях играет «злую шутку»: вместо того, чтобы минимизировать ущерб для деловой репутации и нейтрализовать устаревшую или неверную информацию, заявитель привлекает к данным фактам своей биографии еще более пристальное внимание общественности.
Стандартные алгоритмы права на забвение дают низкую эффективность
Стандартные алгоритмы реализации права на забвение дают низкую эффективность
Так произошло, например, с одной из первых публичных персон, которая воспользовалась правом на забвение в 2016 году, Сергеем Михайловым, которым многим известен как лидер действующей в 90-х Солнцевской ОПГ по кличке Михась. В соответствии с правом на забвение Яндекс и Google убрали из выдачи ссылки на публикации о его криминальном прошлом. Однако его «обелению» это мало способствовало. Напротив, до сих пор в поисковиках по запросу с его ФИО выдаются преимущественно ссылки на публикации о данной истории с попыткой воспользоваться правом на забвение, где упоминается криминальное прошлое Михайлова.

Как минимизировать риски, когда пользуешься правом на забвение

Благодаря ноу-хау команды Avagard, сочетающему юридические и маркетинговые инструменты, процент успешных кейсов по деиндексации для клиентов компании достигает 90% в отличие от среднерыночных 30%. Компания берется за самые сложные случаи, включая удаление ссылок на авторитетные российские СМИ первого эшелона (Ведомости, КоммерсантЪ, РБК, Forbes), а также агрегаторы компромата и площадки на домене .org за рубежом.

Доскональное и глубокое понимание алгоритмов работы поисковых систем позволяет команде Avagard успешно проводить деиндексацию по всему миру. В портфолио компании успешные кейсы по реализации права на забвение в РФ, Казахстане, Великобритании, США, Швейцарии, ОАЭ и Сербии.

Среди клиентов Avagard публичные персоны, политики и бизнесмены из списка Forbes, поэтому приоритетом в работе с правом на забвение является конфиденциальность заказчика. Методология компании позволяет провести деиндексацию не от имени заявителя, а также без уведомления сайтов, ссылки на которые удаляются. Такой подход сводит к минимуму риски огласки.
Напишите нам
На связи 24/7
Конфиденциально удалим материалы из Яндекс и Google по праву на забвение по всему миру.

Что делать, если право на забвение не работает

Использование права на забвение - далеко не единственный способ нейтрализовать последствия заказных информационных атак, недостоверной и устаревшей информации, а также публикации конфиденциальных данных.

В арсенале команды Avagard есть и другие доступные и эффективные инструменты:
  • создание цифрового профиля - комплексная работа технических, SEO и PR специалистов, чтобы заместить негативные публикации новыми, позитивными и отражающими актуальный статус клиента статьями
  • переговоры с администрацией сайта и удаление через них («ремувинг»)
  • удаление через суд

Резюме

Наш опыт подтверждает, что удаление нежелательных материалов из поисковой выдачи и их нейтрализация без огласки возможны при комплексном подходе и привлечении узкопрофильных специалистов.

Telegram канал Avagard

Свежие исследования, обучающие материалы и кейсы от наших экспертов на тему банков, финансов, комплаенса, санкций и цифровой репутации.

Вам может быть интересно